Инновационный проект
Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)
Цель проекта:
Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметной компетентности в условиях цифровизации образования.
Задачи инновационной деятельности:
- Выявить сущность и структуру метапредметного результата обучения на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V–VI и VII–IX классов.
- Уточнить диагностическое обеспечение модели формирования комплекса метапредметной компетентности.
- Выявить особенности процесса формирования метапредметной компетентности обучающихся в процессе освоения ими учебных программ по различным учебным предметам в условиях цифровизации образования.
- Разработать технологическое и методическое обеспечение модели.
- Выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели в условиях цифровизации образования.
Основные направления деятельности участников проекта:
Системно-комплексная диагностика достижений и затруднений участников образовательного процесса;
Организация образовательных процессов и управления ими на диагностической основе;
Взаимообучение участников инновационной деятельности, ответственных за организацию и работу структурных подразделений гимназии,;совместный поиск и разработка эффективных управленческих решений и моделей педагогических практик с учетом особенностей региона и учреждения образования;
Взаимообучение участников проекта - представителей региональных и районных гимназий (трансляция лучших практик от директора – директору, от структурных подразделений гимназии – аналогичным подразделениям других гимназий);
Наставничество, индивидуальное и коллективное, очное и дистанционное;
Обучение родителей как участников образовательного процесса с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, с учетом их достижений и затруднений в семейном воспитании;
Интеграция основного и дополнительного образования на всех уровнях обучения, независимо от возраста, уровня развития и обученности учащихся;
Учет индивидуальных особенностей учащихся при организации образовательного процесса, выявление и взращивание индивидуальных способностей;
Сотрудничество с носителями социального заказа, адресуемого образованию, которые заинтересованы в понимании, а также в полном и серьезном учете со стороны гимназии своих образовательных запросов;
Представители общественности в условиях управления динамичным развитием гимназии участвуют в этом процессе как субъекты соуправления, представители государственно-общественного управления УО.
Календарный план инновационной деятельности на 2022/2023 учебный год
Календарный план
реализации инновационного проекта
«Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования
(вторая ступень общего среднего образования)»
на 2022/2023 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
|
Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса и его результатов, выявление актуальных для гимназии проблем |
апрель 2022 |
Алданова Н.Е., Бышовец Ю.А., Добровольская И.В., Данилова О.В., Алексеева И.Ф. |
|
Инструктивно-методическое совещание «Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности учреждений образования Республики Беларусь» |
август 2022 |
Бышовец Ю.А. |
|
Педагогический совет «Анализ работы гимназии в 2020/2021 учебном году. Особенности организации образовательного процесса, обусловленные реализацией инновационного проекта в 2022/2023 учебном году» |
август 2022
|
Алданова Н.Е., Бышовец Ю.А., Герасимова И.И. |
|
Совещание с участниками творческой группы учителей «О планировании и организации методической работы с учителями в условиях реализации инновационного проекта» |
август 2022 |
Бышовец Ю.А. |
|
Обсуждение направлений инновационной работы в рамках заседаний учебно-методических объединений. |
август 2022 |
Бышовец Ю.А., члены методического совета |
|
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта |
август 2022 |
Романчук С.З. |
|
Издание приказа «Об организации инновационной деятельности в гимназии в 2021/2022 учебном году» на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь |
август 2022 |
Алданова Н.Е. |
|
Разработка плана работы творческой группы учителей с учетом темы инновационного проекта |
август 2022 |
Алданова Н.Е., Бышовец Ю.А., Герасимова И.И., руководители творческих групп |
|
Создание навигатора методических материалов с теоретическими основами инновационной деятельности |
август-сентябрь 2022 |
Герасимова И.И. |
|
Изучение материалов периодической печати, материалов в сети Интернет, тематической литературы по инновационной деятельности |
сентябрь 2022 |
Участники инновационного проекта |
|
Заседание методического совета. Обсуждение вопроса «Основные направления методической работы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросе формирования метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования в 2022/2023 учебном году» |
сентябрь 2022 |
Бышовец Ю.А. |
|
Семинар-практикум «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта» |
сентябрь 2022 |
Бышовец Ю.А. |
|
Диагностика исследовательских умений и инновационной компетентности всех участников проекта |
сентябрь 2022 |
Романчук С.З. |
|
Диагностика личностного развития, компетенций учащихся |
октябрь 2022 |
Романчук С.З. |
|
Определение тем педагогических исследований участников инновационной деятельности, составление индивидуальных планов работы, корректировка маршрута индивидуального развития педагога |
сентябрь 2022 |
Участники инновационного проекта |
|
Методический практикум по ведению дневника участника инновационной деятельности |
сентябрь 2022 |
Герасимова И.И. |
|
Организационно-разъяснительная работа с учащимися и их законными представителями по вопросу реализации инновационного проекта (классные и родительские собрания) |
сентябрь октябрь 2022 |
Алданова Н.Е., члены творческой группы |
|
Организация работы постоянно действующего семинара «Формирование метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования» |
октябрь, декабрь 2022, январь, март 2023 |
Бышовец Ю.А. |
|
Проверка ведения дневников участниками инновационного проекта |
январь 2023, март 2023 |
Бышовец Ю.А. |
|
Заседание творческой группы учителей «Потенциальные возможности урока в формировании метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования» |
январь 2023 |
Бышовец Ю.А., Герасимова И.И. |
|
Фестиваль методических идей (открытые учебные занятия, мастер-классы, методические практикумы, уроки для взрослых) |
март 2023 |
Бышовец Ю.А., Герасимова И.И. |
|
Заседание методического совета по подведению промежуточных итогов реализации инновационного проекта |
март 2023 |
Бышовец Ю.А. члены методического совета, творческой группы |
|
Конференция по презентации промежуточного опыта по тематике инновационной деятельности |
март 2023 |
Бышовец Ю.А. |
|
Проведение мониторинговых исследований по определению эффективности инновационной деятельности (2-й цикл) |
март 2023 |
Романчук С.З. |
|
Подготовка справки о промежуточных результатах реализации инновационного проекта в 2022/2023 учебном году |
до апреля 2023 |
Бышовец Ю.А. |
|
Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2022/2023 учебный год |
до апреля 2023 |
Бышовец Ю.А., Герасимова И.И.
|
|
Информирование законных представителей учащихся о промежуточных результатах реализации инновационного проекта |
апрель 2023 |
Алданова Н.Е. |
|
Подготовка отчетов о выполнении индивидуальных планов работы участниками инновационного проекта |
май 2023 |
Участники инновационного проекта |
|
Ведение дневников участниками инновационной деятельности |
в течение года |
Участники инновационного проекта
|
|
Рефлексивные совещания с участниками инновационного проекта |
1 раз в месяц |
Алданова Н.Е., Бышовец Ю.А. |
|
Тематические индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта |
1 раз в месяц |
Алданова Н.Е., Бышовец Ю.А. |
|
Взаимодействие с консультантом инновационного проекта |
в течение года |
Бышовец Ю.А. |
|
Самообразование по темам педагогических исследований |
в течение года |
Участники инновационного проекта |
|
Повышение квалификации участников инновационного проекта |
в течение года |
Бышовец Ю.А. |
|
Участие участников инновационного проекта в семинарах, мастер-классах, конференциях |
в течение года |
Участники инновационного проекта |
|
Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме инновационного проекта |
в течение года |
Герасимова И.И. |
|
Создание и пополнение банка методических материалов по формированию метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования |
в течение года |
Герасимова И.И., участники инновационного проекта |
|
Организация образовательного процесса на основе модели формирования метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования |
в течение года |
Бышовец Ю.А., Данилова О.В., Алексеева И.Ф., Учителя-участники инновационного проекта |
|
Создание банка планов (дидактических сценариев, технологических карт) учебных занятий, цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на формирование метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования |
в течение года |
Герасимова И.И., Учителя-участники инновационного проекта |
|
Размещение материалов инновационной деятельности на сайте гимназии и в СМИ |
в течение года |
Бышовец Ю.А. |
Мероприятия:
2022-2023 учебный год
Сентябрь
Семинар-практикум «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта». В ходе семинара были рассмотрены темы исследований педагогов и определены основные мероприятия, в ходе которых будут отражаться ключевые моменты реализации исследовательской деятельности педагогов в рамках реализации инновационного проекта.
Октябрь
В рамках реализации проекта прошел постоянно действующий семинар "Формирование метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего среднего образования". В работе семинара приняли участие не только педагоги-новаторы, но и молодые специалисты и опытные наставники.
Ноябрь
Мастер-классы в рамках большой методической учебы "Совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе":
Качан А.В., учитель информатики "Использование сервисов для визуализации учебного материала"
Герасимова И.И., методист "Технология видео-кейсов в учебном процессе"
Молошенко Е.В., учитель белорусского языка и литературы "Применение технологии скрайбинга и скетчноутинга в деятельности педагога"
Никонова И.С., учитель физики "Возможности блога учителя для повышения эффективности учебной деятельности"
Завершённые инновационные проекты:
"Внедрение модели обучения с использованием индивидуальных устройств в учреждениях образования"
Мы в соцсетях: