РУ БЕ EN

Советы родителям

 

 

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЬСТВА

  • Не ждите, что ваш ребёнок будет таким, как вы, или как вы хотите.
  • Помогите ему стать собой, а не вами.
  • Не вымещайте на ребёнке свои обиды.
  • Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его проблема тяжела не меньше, чем вам ваша, а, может, и больше, так как у него нет опыта.
  • Любите своего ребёнка любым, в том числе неудачливым, неталантливым, взрослым.
  • Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с вами.
  • Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
  • Чтобы просто существовать, ребёнку требуется четыре объятья в день, для нормального же развития - двенадцать.

Детский труд

Ваш ребенок хочет скорее стать финансово независимым, обрести право свободно распоряжаться средствами? Тогда эта информация для вас и ваших взрослых детей!

1. Кто в Республике Беларусь считается ребенком?

«Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.»ратифицированная Республикой Беларусь 28 июля 1990 г. и вступившая в силу на ее территории 31 октября 1990 г., а также «Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570­XII «О правах ребенка»» (в редакции Закона от 25 октября 2000 г. № 440З), под детьми понимают всех лиц до достижения 18­-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (если по закону лицо раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме (ч. 2 ст. 1 Закона)).

2. Каков минимальный возраст для приема на работу?

В обеспечение положений Конвенции ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Республики Беларусь установлен минимальный возраст для приема на работу – 16 лет. Трудовой договор может быть заключен с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) и с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкой работы (перечень работ, которые могут выполнять дети, прилагается) не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения (ч. 2 ст. 21 ТК).

3. В каком возрасте несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным?

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным(эмансипированным), если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 26 ГК).

4. Предусмотрены ли законодательством о труде льготы и социальные гарантии для несовершеннолетних?

Законодательством о труде детям установлены трудовые гарантии и льготы:

  • недопущение предварительного испытания при приеме на работу;
  • обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра до приема на работу и в дальнейшем ежегодного обязательного медицинского осмотра;
  • сокращенная продолжительность рабочего времени и рабочей смены;
  • недопущение к работе в ночное время;
  • недопущение к сверхурочным работам;
  • выполнение только легких работ;
  • запрещение применения их труда на тяжелых работах;
  • запрещение подъема и перемещения тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы;
  • предоставление трудового отпуска по их желанию до истечения шести месяцев работы за первый рабочий год;
  • установление основного удлиненного отпуска 30 календарных дней.

5. Могут ли быть задействованы учащиеся в трудовой деятельности в каникулярный период?

Согласно постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 84, с целью приобщения к общественно­ полезному труду и получения трудовых навыков, адаптации к трудовой деятельности и подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда, улучшения материального благосостояния для лиц в возрасте 14 лет и старше, обучающихся в общеобразовательных (сменных) школах, профессионально-­технических, средних специальных, высших учебных заведениях, организуется временная занятость. Данным Положением определены формы временной занятости, а именно:

  • участие в работе студенческих отрядов;
  • участие в работе лагерей труда и отдыха;
  • временное трудоустройство в межшкольных учебно-­производственных комбинатах;
  • участие в работе временных ученических ремонтно-­строительных бригад;
  • временное трудоустройство на рабочие места организаций, в том числе на дополнительно созданные;
  • участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых государственной службой занятости населения;
  • другие формы временного трудоустройства.

Поскольку дети относятся к гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, действующее законодательство предусмотрело для них бронирование рабочих мест.

6. Как производится расторжение контракта с несовершеннолетним?

При расторжении трудовых договоров с детьми по инициативе нанимателя, помимо соблюдения общего порядка, требуется:

Обязательное согласие районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

Уведомление о намерении расторгнуть трудовой договор должно быть подписано руководителем, обладающим правом приема и увольнения, или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем, с указанием конкретного основания увольнения. Уведомление должно быть сделано в письменной форме, а факт его получения комиссией по делам несовершеннолетних подтвержден документально (расписка в получении, почтовая квитанция и т.д.).

Увольнение без согласия комиссии по делам несовершеннолетних (в случаях, когда оно необходимо) влечет за собой восстановление на работе несовершеннолетнего с оплатой вынужденного прогула либо выплату ему десятикратного среднемесячного заработка, если суд посчитает невозможным или нецелесообразным восстанавливать его на прежней работе.

7. Какова продолжительность рабочей смены для несовершеннолетнего?

Для работников моложе 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:

  • в возрасте от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю;
  • от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю (ст. 114 ТК).

Продолжительность рабочей смены (работы) не может превышать:

  • для работников в возрасте от 14 до 16 лет – 4 часа 36 минут;
  • от 16 до 18 лет – 7 часов.

Для учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время: в возрасте от 14 до 16 лет – 2 часа 18 минут, в возрасте от 16 до 18 лет – 3 часа 30 минут (ст. 115 ТК).

Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет.

Сельскохозяйственные работы.

1. Подготовка семян и посадочного материала:

1.1. выборка посадочного материала картофеля, овощей, корнеплодов из буртов, траншей и хранилищ.

2. Посев и посадка:

2.1. набор, подноска и раскладка рассады, саженцев, черенков и другого посадочного материала.

2.2. посадка и подсадка рассады в открытом грунте.

2.3. разноска саженцев, сеянцев по местам посадки и раскладки их по ямам.

2.4. оправка растений после механизированной посадки.

3. Уход за посевами и насаждениями:

3.1. ручная прополка овощных культур, рыхление, мотыжение почвы в междурядьях и лунках.

3.2. разборка букетов, прореживание, проверка технических, овощных и других культур.

3.3. окучивание и разокучивание пропашных, плодово-ягодных и других культур, оправка растений после рыхления междурядий.

4. Уборка урожая:

4.1. ломка, сбор кистей, корзинок, головок, соцветий овощных, технических и других культур.

4.2. подборка льна, кистей, початков кукурузы после комбайновой уборки с укладкой в тару или на транспортные средства.

4.3. уборка огурцов, помидоров и капусты, початков кукурузы.

4.4. сбор картофеля и корнеплодов после перепашки поля.

4.5. сбор ягод.

4.6. подача пустой тары при съеме плодов с деревьев.

4.7. сортировка и калибровка луковичных корнеплодов, корневищ, початков кукурузы, семечковых плодов, ягод с укладкой в тару.

4.8. сбор среза зелени овощей (салата, шпината, щавеля и др.).

5. Доработка и хранение продукции:

5.1. воздушная сушка на токах и площадках зерен и семян техкультур, луковиц, семян овощных и цветочных культур.

5.2. провеивание зерна, семян техкультур вручную.

5.3. перекладывание и растаривание зерна, семян техкультур, плодов и ягод.

5.4. завязывание и зашивка затаренных мешков (без переноски и укладки).

5.5. выделение, промывка и сушка семян овощных, бахчево-плодово-ягодных, лесных и других культур.

5.6. очистка, мочка и сортировка овощей.

6. Полеводство:

6.1. ручное обрушивание початков кукурузы, прополка.

7. Садоводство:

7.1. сбор падалицы в садах.

7.2. установка и подборка подпор, уборка и укладка подпор в пирамиду.

7.3. обрезка и сортировка усов земляники по степени развития розеток.

7.4. удаление усов земляники на плантации.

7.5. подсыпка защитного слоя под землянику.

Лесохозяйственные работы.

1. Посадка-посев леса. Уход за молодыми лесными культурами без применения ядохимикатов. Выявление очагов повреждения леса вредителями и болезнями и оповещение руководства лесничества.

2. Заготовка лекарственного сырья, грибов, ягод, сбор семян (кроме сбора семян с деревьев с подъемом на высоту).

3. Охрана и привлечение птиц, расселение и охрана муравьев и т.д.

4. Выявление и охрана редких деревьев, памятников природы.

5. Постановка опытов по заданиям предприятий, научных учреждений.

Благоустройство и озеленение городов и поселков

1. Посев и посадка растений.

2. Уход за древесно-кустарниковыми цветниками.

3. Борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений (без применения гербицидов и ядохимикатов).

4. Охрана редких растений.

5. Оформление клумб и газонов.

6. Цветоводство.

7. Работа в древесно-кустарниковых питомниках.

8. Сооружение игровых и спортивных площадок.

Прочие виды работ.

1. Разноска почтовой корреспонденции.

2. Выполнение освоенных подростками видов работ в школьных мастерских.

Сколько часов в день может тратить младший школьник на выполнение домашнего задания?

Существуют нормы, предусмотренные для учеников начальной школы:

  • 1-й класс (начиная со второго полугодия) — не больше одного часа;
  • 2-й класс — до полутора часов;
  • 3-4-й классы — до двух часов.

Специалисты отмечают, что ребенку необходим полноценный отдых перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания. У отдохнувшего ребенка выше уровень работоспособности, и он потратит меньше времени на приготовление уроков. Поэтому желательно, чтобы ребенок, придя из школы, пообедал и погулял.

Какие уроки лучше делать сначала - письменные или устные?

В каждой семье этот вопрос решается по-разному. Так, одни родители требуют, чтобы у ребенка к их приходу с работы были выполнены все письменные уроки. Кто-то просит ребенка выполнять задания по математике и по русскому языку на черновике, а вечером мама или папа проверяют сделанное и дают «добро» на переписывание. Устные уроки ребенку иногда приходится учить перед сном, потому что не хватило днем времени или родители пришли слишком поздно, а без них он не привык делать уроки. И вечернее переписывание, и позднее выполнение устных заданий может не принести пользы, поскольку ребенок уже утомился. Лучше готовить уроки днем, после прогулки.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащегося 1-4-х классов таков:

  • чтение — выполнение задания по этому предмету помогает ребенку включиться в работу, подготавливая его к письменному заданию;
  • письмо;
  • математика;
  • более легкие предметы.

Но если ребенок желает выполнять уроки в другом порядке, надо пойти ему навстречу и позволить выполнить сначала задание по тому предмету, который ребенку наиболее интересен. Почувствовав свой успех в работе, ребенок с большим удовольствием примется за выполнение менее интересных для него предметов.

Некоторые специалисты предлагают такой способ: пусть ребенок начнет с заданий по одному предмету, например, по русскому языку. Потом он будет выполнять другие задания. В самом конце желательно, чтобы он либо повторил, либо сделал еще 1-2 задания по русскому языку. Считается, что ребенок в этом случае лучше усвоит и урок по русскому языку, и по тем предметам, которые он учил в промежутке между двумя этапами подготовки к русскому языку.

Сколько должен гулять ребенок?

Не менее 2-3 часов в день. Это должны быть подвижные игры со сверстниками на улице; прогулки пешком, на велосипеде, на лыжах. Очень полезна спокойная прогулка перед сном. Однако если ваш ребенок гиперактивный, постарайтесь, чтобы эти вечерние прогулки стали обязательными, ритуальными и непременно спокойными. Играть в футбол или кататься на коньках перед сном с таким ребенком не стоит.

В наше время, когда у детей велика тяга к занятиям и играм на компьютере, многие отказываются гулять, предпочитая остаться дома. Но если мы, взрослые, несмотря на свою занятость, позовем ребенка и вместе с ним отправимся на улицу, скорее всего, он согласится, так как дети зачастую не имеют возможности побыть наедине с мамой или с папой, а это им необходимо. В этом случае польза от прогулки получится двойная: ребенок побудет на улице и пообщается с родителями.

Что делать, если ребенок смотрит телевизор часами и невозможно оторвать его от этого занятия?

Многие родители сетуют на то, что их дети часами смотрят телевизор, причем все передачи подряд. Родители жалуются, что ни просьбы, ни угрозы на детей не действуют. Однако бывает, что иногда родителей очень устраивает такое положение дел. Например, когда сын смотрит телевизор, он не бродит безнадзорно на улице, не мешает маме писать диссертацию (проверять тетради и т. д.) и не дерется с сестренкой. В этом случае родители «не замечают», что он «приклеился» к экрану. Но на следующий вечер их почему-то вдруг огорчает, что сын портит себе зрение, не отрываясь от экрана. Ребенок же просто-напросто не понимает, почему сегодня нельзя делать то, что можно было вчера.

Кроме того, если родители предложат ребенку вместо просмотра передач заняться чем-либо интересным вместе (погулять, поиграть в волейбол, приготовить вместе ужин, сделать сюрприз для папы и испечь кекс и т. д.), он, скорее всего, согласится.

Если же все-таки ребенок отказывается выполнить просьбу родителей (что бывает крайне редко), мама или папа могут сесть (или даже прилечь) с ним рядом и посмотреть какую-то передачу вместе, не поучая ребенка на каждом шагу, но высказывая свое отношение к увиденному. Если ребенок захочет, можно поспорить с ним по поводу того или иного эпизода. Это поможет взрослому лучше узнать своего ребенка, наладить с ним взаимоотношения, направить интересы сына или дочери в другое русло (если в этом есть необходимость).

Конечно, лучше не «перегибать палку» и соблюдать определенные правила просмотра телепередач, чтобы ребенок не переутомился и не испортил зрение.

В выходные дни, так же как и в будни, рекомендуемое время просмотра телепередач для учащегося начальной школы составляет от 40 до 60 минут в день.

Что делать, если ребенок боится идти в школу?

Бывает, что ребенок нервничает, боится идти в школу, но почему — не объясняет. Он отчаянно рыдает, у него может случиться расстройство желудка, тошнота, рвота. Он нарочно забывает что-то дома и возвращается. Причиной всего этого может быть страх, непонятный, носильный, который называют фобией.

Для начала ребенка необходимо показать детскому врачу. Если ребенок здоров, то постарайтесь разобраться, в чем же конкретная причина такого упорного страха и нежелания идти в школу. Может, в классе сложилась тяжелая обстановка. Может, ребенок поссорился с лучшим другом или у него возник конфликт с учителем.

Бывает, что ребенок боится школы, а причина его страха — не школа сама по себе, а, например, собака, которая лает на него по дороге на занятия. А может, ребенок просто стесняется читать стихи у доски? А может, его обижает кто-то из старших учеников на переменах?

В любом случае с ребенком надо поговорить о причине его нежелания ходить в школу и постараться найти пути преодоления сложившейся неблагополучной и травмирующей ребенка ситуации.

Бывает ли несовместимость учителя и ученика?

К сожалению, не так уж и редко. Взаимоотношения — это головоломка, в которой кусочки могут не подходить друг к другу.

Если ваш ребенок учится в средних или старших классах, где преподают от 7 до 10 учителей, то это проблема, которую ребенок может постараться преодолеть сам. Надо лишь объяснить ему, что в жизни всегда могут оказаться рядом люди «не такие, как мы», которые нам не всегда понятны. Они могут быть неприятны нам, а мы, к сожалению, им. Надо лишь объяснить ему, что в жизни всегда могут оказаться рядом люди «не такие, как мы», которые нам не всегда понятны, быть терпимым и дружелюбным и по возможности принимать ситуацию такой, какая она есть. Навыки бесконфликтного разрешения спорных ситуаций всегда пригодятся ребенку во взрослой жизни. Эти навыки можно приобрести и отработать лишь в процессе общения. Если ребенок будет избегать подобного общения, надо объяснить ему, что этим дела не поправить, необходимо учиться общению в жизни. Если у него что-либо не получается, если он вновь и вновь вступает в конфликты, обсуждайте с ним каждый конкретный случай, показывайте и рассказывайте, как можно было поступить иначе. Главное — чтоб он сделал правильные выводы, а не затаился с обидой и злостью. Каждый конфликт — это благо, если мы извлекаем из него верный урок.

Что делать, если проблема несовместимости возникла в начальной школе, где всего один учитель, а впереди годы ежедневного общения? Может быть, стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другой класс. Но только в том случае, когда это действительно необходимо. Иначе ситуация может повторяться неоднократно, если ребенок невзлюбит, например, слишком требовательного педагога. Узнайте версии и ребенка, и педагога о происходящих событиях и только потом принимайте окончательное решение.

 

От двух до пяти…

Как часто Вы оставляете ребенка одного? Вспомните все случаи, когда Вы выходили на пять минут в магазин или к соседям за солью, и ответьте на вопрос еще раз. Разница очевидна?

Мы надеемся на авось и думаем, что все будет хорошо. Однако статистика жестока: из-за детской шалости с огнем и халатности взрослых за прошедший год угасли 32 маленькие жизни, а ведь это - целый класс!

Детская смерть всегда вызывает испуг, страх, недоумение и возмущение. Если речь идет о неблагополучных семьях, где взрослые ведут асоциальный образ жизни, то смерть ребенка в результате избиения или последствий пожара, возникшего после очередной пьянки, курения в постели взрослого - это отражение огромной проблемы общества, в котором ребенок оказывается незащищенным перед безответственностью, а порой и пугающей жестокостью собственных родителей.

Вместе с тем немало примеров благополучных семей, где с любовью и вниманием относились к детям… Неосторожность, самонадеянность («Да что случится за 10 минут?») приводят к трагедии.

Гомельская область Петриковский район, д.Комаровичи. Три малышки, в возрасте от двух до пяти лет задохнулись во время пожара в доме. Даже установленные и исправные автономные пожарные извещатели не спасли детей: ведь звуковой сигнал не услышал никто, кроме самих детей. Они оказались без присмотра взрослых - у родителей нашлись «важные» причины оставить малолетних детей дома одних. А ведь всем известно, что любознательные ребята в таком нежном возрасте еще не отвечают за свои действия и не осознают опасность игры с огнем.

Могилевская область, г.Бобруйск. 4-летняя девочка погибла в дыму, она тоже оставалась дома одна. Спасти ребенка от отравления продуктами горения не удалось.

Могилевская область, районный центр Белыничи. Мать уложила спать малышку 2009 года рождения, через некоторое время в комнате произошло возгорание. Ребенок погиб от удушья.

Избежать нелепой гибели ребенка можно только в том случае, если он находится под присмотром взрослого. Между тем, за оставление ребенка в опасности закон предусматривает даже уголовную ответственность. Но как быть с желанием несчастных, убитых горем родителей, повернуть время вспять, и все исправить? Задумайтесь, не преступно ли по невнимательности потерять малыша, который только начинает узнавать мир?

Центр социологии и пропаганды безопасности МЧС Республики Беларусь

Памятка для родителей по профилактике возникновения кризисных состояний у подростков

Подростковый возраст неизбежно связан с возникновением кризисных состояний у большинства детей. Уважаемые родители, для того, чтобы не допустить возникновения острых кризисов у вашего ребёнка, следуйте предложенным рекомендациям.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Любой психологический кризис имеет психофизиологическую основу. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Тел. психолога гимназии +375298179234


Республиканский центр психологической помощи

Работа РЦПП направлена на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.

Мы находимся: г. Минск, ул.Чюрлёниса, 3
тел. +3755173001006
Наш e-mail: rcpp@bspu.by

Телефон доверия:

Если вам нужна помощь, звоните — бесплатно и анонимно:

г. Минск
8 017 290-44-44
Кризисная линия доверия
Круглосуточно

г. Витебск 
Если вам нужна помощь, звоните — бесплатно и анонимно:
8 017 246-03-03
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей
Круглосуточно

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей

8 801

100 16 11

круглосуточно,

бесплатно

Новополоцк

8 0214

37 13 75

8 00 - 20 00

г. Новополоцк, центр «Диалог»

80214

51 19 15

9 00 - 18 00

Суицидальный контент. О чем должны знать родители?

Первым делом мы должны понять главное, в какой массовой медиареальности сейчас живут дети и подростки. Надо понимать, что у детей и подростков несколько другое восприятие мира, чисто физиологически это связано с особенностями развития мозга, и для них все увиденное, это и есть реальность, независимо от того, происходит что-то на экране, или в реальной жизни.  Чтобы до конца понять детей, мы должны сначала понять ту медиареальность (которая для них просто реальность) в которой они живут, какие там главные тренды.

Во-первых, и это многие замечают, сейчас у молодежи в большинстве пабликов очень развита какая-то странная мода на нытье, по любому поводу и без него. Причем эта вещь абсолютно искусственная, культивируваемая медиа и интернет средой. Это просто уже какой-то депрессивный культ, ну на самом деле, посмотрите основной контент, который сейчас потребляют подростки, да и не только они, скажем честно, про что он? Все плохо, все ни так, ни каких перспектив, учиться не надо, страна плохая, люди плохие, все в таком духе. И такого контента полно везде, во всех группах, причем даже в юмористических сообществах. 

Во-вторых, сейчас же еще считается очень модно быть социопатом, хотя социопатия это вообще-то серьезное психическое расстройство, но оно сейчас подается не просто как норма, а даже как признак какой-то элитарности. А в медиасреде, особенно в кино, социопатия вообще идет основным посылом. Посмотрите любой современный фильм, особенно про супергероев, сейчас ведь каждый герой он социопат.

Третье. Пропаганда насилия, и обесценивание чужой, и собственной жизни. Это то, что любой ребенок сейчас видит повсеместно и каждый день. По телевизору, в фильмах, в играх, в соцсетях. Примеров можно приводить массу, но в этом нет смысла, вы все и так их все прекрасно знаете, потому как вы живете в точно такой же медиареальности. Плюс культ денег, который пропитал данво уже все сферы медиа, и в основе которого лежит перевернутая пирамида системы ценностей человека, где деньги и успех наверху, а жизнь и здоровье внизу.

Так через депрессивно-суицидальный контент детей вгоняют сначала в тоску, потом в депрессию, а потом в апатию. А все начинается очень безобидно, иногда это просто юмор. Причем ребенок может спускаться по этой воронке год-два, пять лет, а может и за месяц оказаться на самом дне, а может и вообще не заинтересоваться такими вещами, все очень индивидуально и зависит от многих других обстоятельств. 

Из всех видов суицидального контента, именно сообщества в соцсетях представляют наибольшую угрозу, так как подписавшись один раз на что-то подобное, подросток незаметно для себя подписывается со временем на несколько других, точно таких же тематических групп, и они постепенно заполняют своими новостями всю его ленту незаметно для него самого, вытесняя другой, положительный контент, который раньше мог быть у него в ленте. Один раз, оказавшись в подобных группах, ребенку начинает поступать реклама подобных групп, то есть ВК начинает сам предлагать подобный контент, и ребенок невольно втягивается всё глубже и глубже.
Таким образом,  ребенок постепенно погружается в такой депрессивно-информационный кокон, куда больше не проникает положительный контент, и он капсулируется в нем. Эти сообщества теперь для него создают его реальность, а у детей сейчас очень поздно формируется критическое мышление, и для них очень часто все увиденное, это и есть реальность, как и для многих взрослых.

Вообще надо сказать, что увлечение с детства компьютерными играми приводит к тому, что ребенок привыкает воспринимать виртуальный мир точно так же, как и реальный. В дальнейшем, попав под воздействие таких групп, он становится легко манипулируем в выполнении чужих заданий (это ведь суть и основа любой игры). Привыкнув с детства жить в двух реальностях, ребенок с легкость принимает новый вариант реальности, особенно это опасно в случаи с опасными субкультурами, о которых речь пойдет позже, такой ребенок с легкостью принимает нарисованный ему кем-то мир.

Через аниме сообщества сейчас идет основное распространение суицидального контента, и сами аниме сообщества по своему наполнению очень часто бывают не сильно отличимы от групп смерти. По факту аниме-субкультура сейчас является той самой воронкой вовлечения в суицидальный контент, о которой говорилось ранее. Вверху идут массовые группы общего охвата, относительно безобидные, потом тематические жанровые группы, и далее спуск в откровенно суицидальную и сатанинскую тематику. 

У японцев абсолютно другое отношение к смерти, ведь в Японской культуре нет моральных запретов на самоубийство, японцы мировые лидеры по количеству самоубийств, это часть их культуры, и дух смерти пронизывает каждый аниме-сериал. В ряде мультфильмов-анимэ проводится идея, что суицид — это не результат сумасшествия или депрессии, а финал логической цепочки рассуждений, это очень характерно для японской культуры. 

Что делать родителям

Нельзя недооценивать влияние такого контента на человека. Поэтому чем раньше вы заметите какие-то изменения в поведении, тем будет больше шансов что-то исправить. Не надейтесь ни на какие антивирусы, они не помогут в этом, хотя конечно же они должны быть, и должны быть настроены, но они не панацея. Не думайте, что если вы знаете, на какие группы подписан ваш ребенок, то этого достаточно, чтобы быть спокойным, это ни так. На телефоне вашего ребенка не должно быть телеграмма, и других мессенджеров, не спрашивайте почему, просто не должно. Хотелось бы дать родителям какой-нибудь волшебный совет, который на сто процентов оградит их детей от всего деструктива в сети, но  ведь это просто невозможно. В любой момент нахождения ребенка в сети, он находится на расстоянии всего пары кликов от попадания куда угодно, в любой вид деструктива. Расстояние – одна секунда, и вы это не увидите, и он это не поймет. Это наша сегодняшняя реальность, это происходит ежесекундно, даже там, где вы этого совершенно не ждете.

Жизнь ребенка должна быть наполнена реальной жизнью, и реальными, ценными для него увлечениями. Тогда у него просто не будет времени на гаджеты и соцсети, и он сумеет дорасти до сознательного возраста с крепкой психикой и пониманием того, что такое хорошо, а что такое плохо, что важно, а что не важно. В будущем такой ребенок уже не будет легкой добычей для манипуляторов всех мастей, которых и во взрослой жизни сейчас предостаточно. Это сейчас единственный способ оградить ребенка от влияния всего деструктива, другого способа просто нет. 

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЬСТВА

  • Не ждите, что ваш ребёнок будет таким, как вы, или как вы хотите.
  • Помогите ему стать собой, а не вами.
  • Не вымещайте на ребёнке свои обиды.
  • Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его проблема тяжела не меньше, чем вам ваша, а, может, и больше, так как у него нет опыта.
  • Любите своего ребёнка любым, в том числе неудачливым, неталантливым, взрослым.
  • Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с вами.
  • Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
  • Чтобы просто существовать, ребёнку требуется четыре объятья в день, для нормального же развития - двенадцать.

Детский труд

Ваш ребенок хочет скорее стать финансово независимым, обрести право свободно распоряжаться средствами? Тогда эта информация для вас и ваших взрослых детей!

1. Кто в Республике Беларусь считается ребенком?

«Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.»ратифицированная Республикой Беларусь 28 июля 1990 г. и вступившая в силу на ее территории 31 октября 1990 г., а также «Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570­XII «О правах ребенка»» (в редакции Закона от 25 октября 2000 г. № 440З), под детьми понимают всех лиц до достижения 18­-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (если по закону лицо раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме (ч. 2 ст. 1 Закона)).

2. Каков минимальный возраст для приема на работу?

В обеспечение положений Конвенции ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Республики Беларусь установлен минимальный возраст для приема на работу – 16 лет. Трудовой договор может быть заключен с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) и с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкой работы (перечень работ, которые могут выполнять дети, прилагается) не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения (ч. 2 ст. 21 ТК).

3. В каком возрасте несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным?

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным(эмансипированным), если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 26 ГК).

4. Предусмотрены ли законодательством о труде льготы и социальные гарантии для несовершеннолетних?

Законодательством о труде детям установлены трудовые гарантии и льготы:

  • недопущение предварительного испытания при приеме на работу;
  • обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра до приема на работу и в дальнейшем ежегодного обязательного медицинского осмотра;
  • сокращенная продолжительность рабочего времени и рабочей смены;
  • недопущение к работе в ночное время;
  • недопущение к сверхурочным работам;
  • выполнение только легких работ;
  • запрещение применения их труда на тяжелых работах;
  • запрещение подъема и перемещения тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы;
  • предоставление трудового отпуска по их желанию до истечения шести месяцев работы за первый рабочий год;
  • установление основного удлиненного отпуска 30 календарных дней.

5. Могут ли быть задействованы учащиеся в трудовой деятельности в каникулярный период?

Согласно постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 84, с целью приобщения к общественно­ полезному труду и получения трудовых навыков, адаптации к трудовой деятельности и подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда, улучшения материального благосостояния для лиц в возрасте 14 лет и старше, обучающихся в общеобразовательных (сменных) школах, профессионально-­технических, средних специальных, высших учебных заведениях, организуется временная занятость. Данным Положением определены формы временной занятости, а именно:

  • участие в работе студенческих отрядов;
  • участие в работе лагерей труда и отдыха;
  • временное трудоустройство в межшкольных учебно-­производственных комбинатах;
  • участие в работе временных ученических ремонтно-­строительных бригад;
  • временное трудоустройство на рабочие места организаций, в том числе на дополнительно созданные;
  • участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых государственной службой занятости населения;
  • другие формы временного трудоустройства.

Поскольку дети относятся к гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, действующее законодательство предусмотрело для них бронирование рабочих мест.

6. Как производится расторжение контракта с несовершеннолетним?

При расторжении трудовых договоров с детьми по инициативе нанимателя, помимо соблюдения общего порядка, требуется:

Обязательное согласие районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

Уведомление о намерении расторгнуть трудовой договор должно быть подписано руководителем, обладающим правом приема и увольнения, или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем, с указанием конкретного основания увольнения. Уведомление должно быть сделано в письменной форме, а факт его получения комиссией по делам несовершеннолетних подтвержден документально (расписка в получении, почтовая квитанция и т.д.).

Увольнение без согласия комиссии по делам несовершеннолетних (в случаях, когда оно необходимо) влечет за собой восстановление на работе несовершеннолетнего с оплатой вынужденного прогула либо выплату ему десятикратного среднемесячного заработка, если суд посчитает невозможным или нецелесообразным восстанавливать его на прежней работе.

7. Какова продолжительность рабочей смены для несовершеннолетнего?

Для работников моложе 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:

  • в возрасте от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю;
  • от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю (ст. 114 ТК).

Продолжительность рабочей смены (работы) не может превышать:

  • для работников в возрасте от 14 до 16 лет – 4 часа 36 минут;
  • от 16 до 18 лет – 7 часов.

Для учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время: в возрасте от 14 до 16 лет – 2 часа 18 минут, в возрасте от 16 до 18 лет – 3 часа 30 минут (ст. 115 ТК).

Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет.

Сельскохозяйственные работы.

1. Подготовка семян и посадочного материала:

1.1. выборка посадочного материала картофеля, овощей, корнеплодов из буртов, траншей и хранилищ.

2. Посев и посадка:

2.1. набор, подноска и раскладка рассады, саженцев, черенков и другого посадочного материала.

2.2. посадка и подсадка рассады в открытом грунте.

2.3. разноска саженцев, сеянцев по местам посадки и раскладки их по ямам.

2.4. оправка растений после механизированной посадки.

3. Уход за посевами и насаждениями:

3.1. ручная прополка овощных культур, рыхление, мотыжение почвы в междурядьях и лунках.

3.2. разборка букетов, прореживание, проверка технических, овощных и других культур.

3.3. окучивание и разокучивание пропашных, плодово-ягодных и других культур, оправка растений после рыхления междурядий.

4. Уборка урожая:

4.1. ломка, сбор кистей, корзинок, головок, соцветий овощных, технических и других культур.

4.2. подборка льна, кистей, початков кукурузы после комбайновой уборки с укладкой в тару или на транспортные средства.

4.3. уборка огурцов, помидоров и капусты, початков кукурузы.

4.4. сбор картофеля и корнеплодов после перепашки поля.

4.5. сбор ягод.

4.6. подача пустой тары при съеме плодов с деревьев.

4.7. сортировка и калибровка луковичных корнеплодов, корневищ, початков кукурузы, семечковых плодов, ягод с укладкой в тару.

4.8. сбор среза зелени овощей (салата, шпината, щавеля и др.).

5. Доработка и хранение продукции:

5.1. воздушная сушка на токах и площадках зерен и семян техкультур, луковиц, семян овощных и цветочных культур.

5.2. провеивание зерна, семян техкультур вручную.

5.3. перекладывание и растаривание зерна, семян техкультур, плодов и ягод.

5.4. завязывание и зашивка затаренных мешков (без переноски и укладки).

5.5. выделение, промывка и сушка семян овощных, бахчево-плодово-ягодных, лесных и других культур.

5.6. очистка, мочка и сортировка овощей.

6. Полеводство:

6.1. ручное обрушивание початков кукурузы, прополка.

7. Садоводство:

7.1. сбор падалицы в садах.

7.2. установка и подборка подпор, уборка и укладка подпор в пирамиду.

7.3. обрезка и сортировка усов земляники по степени развития розеток.

7.4. удаление усов земляники на плантации.

7.5. подсыпка защитного слоя под землянику.

Лесохозяйственные работы.

1. Посадка-посев леса. Уход за молодыми лесными культурами без применения ядохимикатов. Выявление очагов повреждения леса вредителями и болезнями и оповещение руководства лесничества.

2. Заготовка лекарственного сырья, грибов, ягод, сбор семян (кроме сбора семян с деревьев с подъемом на высоту).

3. Охрана и привлечение птиц, расселение и охрана муравьев и т.д.

4. Выявление и охрана редких деревьев, памятников природы.

5. Постановка опытов по заданиям предприятий, научных учреждений.

Благоустройство и озеленение городов и поселков

1. Посев и посадка растений.

2. Уход за древесно-кустарниковыми цветниками.

3. Борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений (без применения гербицидов и ядохимикатов).

4. Охрана редких растений.

5. Оформление клумб и газонов.

6. Цветоводство.

7. Работа в древесно-кустарниковых питомниках.

8. Сооружение игровых и спортивных площадок.

Прочие виды работ.

1. Разноска почтовой корреспонденции.

2. Выполнение освоенных подростками видов работ в школьных мастерских.

Сколько часов в день может тратить младший школьник на выполнение домашнего задания?

Существуют нормы, предусмотренные для учеников начальной школы:

  • 1-й класс (начиная со второго полугодия) — не больше одного часа;
  • 2-й класс — до полутора часов;
  • 3-4-й классы — до двух часов.

Специалисты отмечают, что ребенку необходим полноценный отдых перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания. У отдохнувшего ребенка выше уровень работоспособности, и он потратит меньше времени на приготовление уроков. Поэтому желательно, чтобы ребенок, придя из школы, пообедал и погулял.

Какие уроки лучше делать сначала - письменные или устные?

В каждой семье этот вопрос решается по-разному. Так, одни родители требуют, чтобы у ребенка к их приходу с работы были выполнены все письменные уроки. Кто-то просит ребенка выполнять задания по математике и по русскому языку на черновике, а вечером мама или папа проверяют сделанное и дают «добро» на переписывание. Устные уроки ребенку иногда приходится учить перед сном, потому что не хватило днем времени или родители пришли слишком поздно, а без них он не привык делать уроки. И вечернее переписывание, и позднее выполнение устных заданий может не принести пользы, поскольку ребенок уже утомился. Лучше готовить уроки днем, после прогулки.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащегося 1-4-х классов таков:

  • чтение — выполнение задания по этому предмету помогает ребенку включиться в работу, подготавливая его к письменному заданию;
  • письмо;
  • математика;
  • более легкие предметы.

Но если ребенок желает выполнять уроки в другом порядке, надо пойти ему навстречу и позволить выполнить сначала задание по тому предмету, который ребенку наиболее интересен. Почувствовав свой успех в работе, ребенок с большим удовольствием примется за выполнение менее интересных для него предметов.

Некоторые специалисты предлагают такой способ: пусть ребенок начнет с заданий по одному предмету, например, по русскому языку. Потом он будет выполнять другие задания. В самом конце желательно, чтобы он либо повторил, либо сделал еще 1-2 задания по русскому языку. Считается, что ребенок в этом случае лучше усвоит и урок по русскому языку, и по тем предметам, которые он учил в промежутке между двумя этапами подготовки к русскому языку.

Сколько должен гулять ребенок?

Не менее 2-3 часов в день. Это должны быть подвижные игры со сверстниками на улице; прогулки пешком, на велосипеде, на лыжах. Очень полезна спокойная прогулка перед сном. Однако если ваш ребенок гиперактивный, постарайтесь, чтобы эти вечерние прогулки стали обязательными, ритуальными и непременно спокойными. Играть в футбол или кататься на коньках перед сном с таким ребенком не стоит.

В наше время, когда у детей велика тяга к занятиям и играм на компьютере, многие отказываются гулять, предпочитая остаться дома. Но если мы, взрослые, несмотря на свою занятость, позовем ребенка и вместе с ним отправимся на улицу, скорее всего, он согласится, так как дети зачастую не имеют возможности побыть наедине с мамой или с папой, а это им необходимо. В этом случае польза от прогулки получится двойная: ребенок побудет на улице и пообщается с родителями.

Что делать, если ребенок смотрит телевизор часами и невозможно оторвать его от этого занятия?

Многие родители сетуют на то, что их дети часами смотрят телевизор, причем все передачи подряд. Родители жалуются, что ни просьбы, ни угрозы на детей не действуют. Однако бывает, что иногда родителей очень устраивает такое положение дел. Например, когда сын смотрит телевизор, он не бродит безнадзорно на улице, не мешает маме писать диссертацию (проверять тетради и т. д.) и не дерется с сестренкой. В этом случае родители «не замечают», что он «приклеился» к экрану. Но на следующий вечер их почему-то вдруг огорчает, что сын портит себе зрение, не отрываясь от экрана. Ребенок же просто-напросто не понимает, почему сегодня нельзя делать то, что можно было вчера.

Кроме того, если родители предложат ребенку вместо просмотра передач заняться чем-либо интересным вместе (погулять, поиграть в волейбол, приготовить вместе ужин, сделать сюрприз для папы и испечь кекс и т. д.), он, скорее всего, согласится.

Если же все-таки ребенок отказывается выполнить просьбу родителей (что бывает крайне редко), мама или папа могут сесть (или даже прилечь) с ним рядом и посмотреть какую-то передачу вместе, не поучая ребенка на каждом шагу, но высказывая свое отношение к увиденному. Если ребенок захочет, можно поспорить с ним по поводу того или иного эпизода. Это поможет взрослому лучше узнать своего ребенка, наладить с ним взаимоотношения, направить интересы сына или дочери в другое русло (если в этом есть необходимость).

Конечно, лучше не «перегибать палку» и соблюдать определенные правила просмотра телепередач, чтобы ребенок не переутомился и не испортил зрение.

В выходные дни, так же как и в будни, рекомендуемое время просмотра телепередач для учащегося начальной школы составляет от 40 до 60 минут в день.

Что делать, если ребенок боится идти в школу?

Бывает, что ребенок нервничает, боится идти в школу, но почему — не объясняет. Он отчаянно рыдает, у него может случиться расстройство желудка, тошнота, рвота. Он нарочно забывает что-то дома и возвращается. Причиной всего этого может быть страх, непонятный, носильный, который называют фобией.

Для начала ребенка необходимо показать детскому врачу. Если ребенок здоров, то постарайтесь разобраться, в чем же конкретная причина такого упорного страха и нежелания идти в школу. Может, в классе сложилась тяжелая обстановка. Может, ребенок поссорился с лучшим другом или у него возник конфликт с учителем.

Бывает, что ребенок боится школы, а причина его страха — не школа сама по себе, а, например, собака, которая лает на него по дороге на занятия. А может, ребенок просто стесняется читать стихи у доски? А может, его обижает кто-то из старших учеников на переменах?

В любом случае с ребенком надо поговорить о причине его нежелания ходить в школу и постараться найти пути преодоления сложившейся неблагополучной и травмирующей ребенка ситуации.

Бывает ли несовместимость учителя и ученика?

К сожалению, не так уж и редко. Взаимоотношения — это головоломка, в которой кусочки могут не подходить друг к другу.

Если ваш ребенок учится в средних или старших классах, где преподают от 7 до 10 учителей, то это проблема, которую ребенок может постараться преодолеть сам. Надо лишь объяснить ему, что в жизни всегда могут оказаться рядом люди «не такие, как мы», которые нам не всегда понятны. Они могут быть неприятны нам, а мы, к сожалению, им. Надо лишь объяснить ему, что в жизни всегда могут оказаться рядом люди «не такие, как мы», которые нам не всегда понятны, быть терпимым и дружелюбным и по возможности принимать ситуацию такой, какая она есть. Навыки бесконфликтного разрешения спорных ситуаций всегда пригодятся ребенку во взрослой жизни. Эти навыки можно приобрести и отработать лишь в процессе общения. Если ребенок будет избегать подобного общения, надо объяснить ему, что этим дела не поправить, необходимо учиться общению в жизни. Если у него что-либо не получается, если он вновь и вновь вступает в конфликты, обсуждайте с ним каждый конкретный случай, показывайте и рассказывайте, как можно было поступить иначе. Главное — чтоб он сделал правильные выводы, а не затаился с обидой и злостью. Каждый конфликт — это благо, если мы извлекаем из него верный урок.

Что делать, если проблема несовместимости возникла в начальной школе, где всего один учитель, а впереди годы ежедневного общения? Может быть, стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другой класс. Но только в том случае, когда это действительно необходимо. Иначе ситуация может повторяться неоднократно, если ребенок невзлюбит, например, слишком требовательного педагога. Узнайте версии и ребенка, и педагога о происходящих событиях и только потом принимайте окончательное решение.

 

От двух до пяти…

Как часто Вы оставляете ребенка одного? Вспомните все случаи, когда Вы выходили на пять минут в магазин или к соседям за солью, и ответьте на вопрос еще раз. Разница очевидна?

Мы надеемся на авось и думаем, что все будет хорошо. Однако статистика жестока: из-за детской шалости с огнем и халатности взрослых за прошедший год угасли 32 маленькие жизни, а ведь это - целый класс!

Детская смерть всегда вызывает испуг, страх, недоумение и возмущение. Если речь идет о неблагополучных семьях, где взрослые ведут асоциальный образ жизни, то смерть ребенка в результате избиения или последствий пожара, возникшего после очередной пьянки, курения в постели взрослого - это отражение огромной проблемы общества, в котором ребенок оказывается незащищенным перед безответственностью, а порой и пугающей жестокостью собственных родителей.

Вместе с тем немало примеров благополучных семей, где с любовью и вниманием относились к детям… Неосторожность, самонадеянность («Да что случится за 10 минут?») приводят к трагедии.

Гомельская область Петриковский район, д.Комаровичи. Три малышки, в возрасте от двух до пяти лет задохнулись во время пожара в доме. Даже установленные и исправные автономные пожарные извещатели не спасли детей: ведь звуковой сигнал не услышал никто, кроме самих детей. Они оказались без присмотра взрослых - у родителей нашлись «важные» причины оставить малолетних детей дома одних. А ведь всем известно, что любознательные ребята в таком нежном возрасте еще не отвечают за свои действия и не осознают опасность игры с огнем.

Могилевская область, г.Бобруйск. 4-летняя девочка погибла в дыму, она тоже оставалась дома одна. Спасти ребенка от отравления продуктами горения не удалось.

Могилевская область, районный центр Белыничи. Мать уложила спать малышку 2009 года рождения, через некоторое время в комнате произошло возгорание. Ребенок погиб от удушья.

Избежать нелепой гибели ребенка можно только в том случае, если он находится под присмотром взрослого. Между тем, за оставление ребенка в опасности закон предусматривает даже уголовную ответственность. Но как быть с желанием несчастных, убитых горем родителей, повернуть время вспять, и все исправить? Задумайтесь, не преступно ли по невнимательности потерять малыша, который только начинает узнавать мир?

Центр социологии и пропаганды безопасности МЧС Республики Беларусь

Памятка для родителей по профилактике возникновения кризисных состояний у подростков

Подростковый возраст неизбежно связан с возникновением кризисных состояний у большинства детей. Уважаемые родители, для того, чтобы не допустить возникновения острых кризисов у вашего ребёнка, следуйте предложенным рекомендациям.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Любой психологический кризис имеет психофизиологическую основу. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Тел. психолога гимназии +375298179234


Республиканский центр психологической помощи

Работа РЦПП направлена на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.

Мы находимся: г. Минск, ул.Чюрлёниса, 3
тел. +3755173001006
Наш e-mail: rcpp@bspu.by

Телефон доверия:

Если вам нужна помощь, звоните — бесплатно и анонимно:

г. Минск
8 017 290-44-44
Кризисная линия доверия
Круглосуточно

г. Витебск 
Если вам нужна помощь, звоните — бесплатно и анонимно:
8 017 246-03-03
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей
Круглосуточно

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей

8 801

100 16 11

круглосуточно,

бесплатно

Новополоцк

8 0214

37 13 75

8 00 - 20 00

г. Новополоцк, центр «Диалог»

80214

51 19 15

9 00 - 18 00

Суицидальный контент. О чем должны знать родители?

Первым делом мы должны понять главное, в какой массовой медиареальности сейчас живут дети и подростки. Надо понимать, что у детей и подростков несколько другое восприятие мира, чисто физиологически это связано с особенностями развития мозга, и для них все увиденное, это и есть реальность, независимо от того, происходит что-то на экране, или в реальной жизни.  Чтобы до конца понять детей, мы должны сначала понять ту медиареальность (которая для них просто реальность) в которой они живут, какие там главные тренды.

Во-первых, и это многие замечают, сейчас у молодежи в большинстве пабликов очень развита какая-то странная мода на нытье, по любому поводу и без него. Причем эта вещь абсолютно искусственная, культивируваемая медиа и интернет средой. Это просто уже какой-то депрессивный культ, ну на самом деле, посмотрите основной контент, который сейчас потребляют подростки, да и не только они, скажем честно, про что он? Все плохо, все ни так, ни каких перспектив, учиться не надо, страна плохая, люди плохие, все в таком духе. И такого контента полно везде, во всех группах, причем даже в юмористических сообществах. 

Во-вторых, сейчас же еще считается очень модно быть социопатом, хотя социопатия это вообще-то серьезное психическое расстройство, но оно сейчас подается не просто как норма, а даже как признак какой-то элитарности. А в медиасреде, особенно в кино, социопатия вообще идет основным посылом. Посмотрите любой современный фильм, особенно про супергероев, сейчас ведь каждый герой он социопат.

Третье. Пропаганда насилия, и обесценивание чужой, и собственной жизни. Это то, что любой ребенок сейчас видит повсеместно и каждый день. По телевизору, в фильмах, в играх, в соцсетях. Примеров можно приводить массу, но в этом нет смысла, вы все и так их все прекрасно знаете, потому как вы живете в точно такой же медиареальности. Плюс культ денег, который пропитал данво уже все сферы медиа, и в основе которого лежит перевернутая пирамида системы ценностей человека, где деньги и успех наверху, а жизнь и здоровье внизу.

Так через депрессивно-суицидальный контент детей вгоняют сначала в тоску, потом в депрессию, а потом в апатию. А все начинается очень безобидно, иногда это просто юмор. Причем ребенок может спускаться по этой воронке год-два, пять лет, а может и за месяц оказаться на самом дне, а может и вообще не заинтересоваться такими вещами, все очень индивидуально и зависит от многих других обстоятельств. 

Из всех видов суицидального контента, именно сообщества в соцсетях представляют наибольшую угрозу, так как подписавшись один раз на что-то подобное, подросток незаметно для себя подписывается со временем на несколько других, точно таких же тематических групп, и они постепенно заполняют своими новостями всю его ленту незаметно для него самого, вытесняя другой, положительный контент, который раньше мог быть у него в ленте. Один раз, оказавшись в подобных группах, ребенку начинает поступать реклама подобных групп, то есть ВК начинает сам предлагать подобный контент, и ребенок невольно втягивается всё глубже и глубже.
Таким образом,  ребенок постепенно погружается в такой депрессивно-информационный кокон, куда больше не проникает положительный контент, и он капсулируется в нем. Эти сообщества теперь для него создают его реальность, а у детей сейчас очень поздно формируется критическое мышление, и для них очень часто все увиденное, это и есть реальность, как и для многих взрослых.

Вообще надо сказать, что увлечение с детства компьютерными играми приводит к тому, что ребенок привыкает воспринимать виртуальный мир точно так же, как и реальный. В дальнейшем, попав под воздействие таких групп, он становится легко манипулируем в выполнении чужих заданий (это ведь суть и основа любой игры). Привыкнув с детства жить в двух реальностях, ребенок с легкость принимает новый вариант реальности, особенно это опасно в случаи с опасными субкультурами, о которых речь пойдет позже, такой ребенок с легкостью принимает нарисованный ему кем-то мир.

Через аниме сообщества сейчас идет основное распространение суицидального контента, и сами аниме сообщества по своему наполнению очень часто бывают не сильно отличимы от групп смерти. По факту аниме-субкультура сейчас является той самой воронкой вовлечения в суицидальный контент, о которой говорилось ранее. Вверху идут массовые группы общего охвата, относительно безобидные, потом тематические жанровые группы, и далее спуск в откровенно суицидальную и сатанинскую тематику. 

У японцев абсолютно другое отношение к смерти, ведь в Японской культуре нет моральных запретов на самоубийство, японцы мировые лидеры по количеству самоубийств, это часть их культуры, и дух смерти пронизывает каждый аниме-сериал. В ряде мультфильмов-анимэ проводится идея, что суицид — это не результат сумасшествия или депрессии, а финал логической цепочки рассуждений, это очень характерно для японской культуры. 

Что делать родителям

Нельзя недооценивать влияние такого контента на человека. Поэтому чем раньше вы заметите какие-то изменения в поведении, тем будет больше шансов что-то исправить. Не надейтесь ни на какие антивирусы, они не помогут в этом, хотя конечно же они должны быть, и должны быть настроены, но они не панацея. Не думайте, что если вы знаете, на какие группы подписан ваш ребенок, то этого достаточно, чтобы быть спокойным, это ни так. На телефоне вашего ребенка не должно быть телеграмма, и других мессенджеров, не спрашивайте почему, просто не должно. Хотелось бы дать родителям какой-нибудь волшебный совет, который на сто процентов оградит их детей от всего деструктива в сети, но  ведь это просто невозможно. В любой момент нахождения ребенка в сети, он находится на расстоянии всего пары кликов от попадания куда угодно, в любой вид деструктива. Расстояние – одна секунда, и вы это не увидите, и он это не поймет. Это наша сегодняшняя реальность, это происходит ежесекундно, даже там, где вы этого совершенно не ждете.

Жизнь ребенка должна быть наполнена реальной жизнью, и реальными, ценными для него увлечениями. Тогда у него просто не будет времени на гаджеты и соцсети, и он сумеет дорасти до сознательного возраста с крепкой психикой и пониманием того, что такое хорошо, а что такое плохо, что важно, а что не важно. В будущем такой ребенок уже не будет легкой добычей для манипуляторов всех мастей, которых и во взрослой жизни сейчас предостаточно. Это сейчас единственный способ оградить ребенка от влияния всего деструктива, другого способа просто нет. 

Интернет-ресурсы: