РУ БЕ EN

Совет лидеров

Самоуправление. Каждый ребенок мечтает поскорее стать взрослым, ведь взрослая жизнь, по мнению ребенка, более насыщенная и яркая. Школа является первым шагом в эту самую взрослую жизнь. И в наше время школа уже давно перестала быть просто местом, где детей пичкают знаниями, словно таблетками. Школа должна подготавливать к будущему, к тому, что ожидает ребенка за стенами школы. Лучшим способом подготовить ребенка к взрослой жизни является школьное самоуправление. Ученическое самоуправление в гимназии является моделью того, что ожидает ребенка в будущем, а, соответственно, эта игра сможет его многому научить. Самоуправление в гимназии помогает учащимся стать самостоятельными, найти дело, которым им нравится занимать, возможно, раскрыть новые стороны самого себя.  

ПОЛОЖЕНИЕ об ученическом самоуправлении ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка»

1. Общие положения

1.1. Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности ученического коллектива, характеризующейся активным участием гимназистов в решении задач, стоящих перед ГУО «Гимназия №1г. Новополоцка».

1.2. Ученическое самоуправление призвано готовить учащихся к реализации прав гражданина, к участию в жизни современного общества через включение их в управление гимназией, основанное на коллегиальных и демократических началах.

1.3. Вид самоуправления – частично определяется рядом вопросов, в обсуждении и решении которых учащиеся принимают участие с правом голоса. Частичное самоуправление допускает участие гимназистов с правом голоса в обсуждении и решении четко очерченного круга вопросов, регулируемых самоуправлением.

1.4. Круг вопросов, находящихся в компетенции ученического самоуправления:

  • защита прав и интересов учащихся;
  • совместное с педагогами решение наиболее значимых вопросов учебного воспитательного процесса;
  • формирование и сохранение гимназических традиций;
  • организация дежурств во время уроков, перемен и внеклассных мероприятий;
  • организация встреч и дискуссий с интересными людьми (представителями различных профессий, выпускниками и т.д.);
  • развитие информационной сети гимназии.

1.5. Формами активного участия учащихся в решении стоящих перед гимназией задач является: работа в органах самоуправления, в Совете Лидеров.

2. Цели и задачи ученического самоуправления

2.1. Целью деятельности ученического самоуправления является реализация права учащихся на участие в управлении образовательным учреждением.

2.2. Задачи деятельности:

  • представление интересов учащихся в процессе управления гимназией;
  • поддержка и развитие инициативы учащихся в школьной жизни;
  • защита прав учащихся.

3. Функции органов ученического самоуправления

3.1. Во всей своей деятельности руководствуются Конституцией РБ, соблюдают Устав гимназии.

3.2. Развивают систему ученического самоуправления, создают нормативную базу деятельности ученического самоуправления разного уровня.

3.3. По мере необходимости представляют ученический коллектив на педагогических советах, в Совете Лидеров, на встречах с общественными организациями, на городских и областных конкурсах, смотрах ученического самоуправления.

3.4. Участвуют в определение режима работы гимназии и разработке правил внутреннего распорядка гимназии.

3.5. Организуют занятия по освоению лидерских навыков, технологий коллективно-творческой деятельности.

3.6. Планируют, проводят и анализируют ключевые КТД.

3.7. Оценивают деятельность классов.

3.8. Осуществляют постоянную связь с классными коллективами для выяснения актуальных для них проблем и потребностей. Обсуждают предложения, поступающие от учащихся.

4. Права органов ученического самоуправления

4.1. Знакомиться с нормативными документами для органов самоуправления гимназии и вносить к ним свои предложения.

4.2. Представлять интересы учащихся перед администрацией гимназии, на собраниях Совета Лидеров, посвященных решению вопросов жизни образовательного учреждения.

4.3. Получать от администрации гимназии информацию по вопросам жизни гимназии.

4.4. Вносить предложения в план воспитательной работы.

4.6. Проводить на территории гимназии собрания, в том числе и закрытые, и иные мероприятия не реже одного раза в месяц.

4.7. Размещать на территории гимназии, сайте учреждения образования и на страницах газеты «Гимназия» информацию о своей деятельности.

4.8. Участвовать в формировании составов гимназических делегаций на мероприятия городского уровня и выше.

4.9. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом гимназии.

5. Структура ученического самоуправления

5.1. Высшим органом ученического самоуправления в ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка» является Совет Лидеров, который собирается один раз в год, анализирует работу коллектива за календарный год и принимает стратегические управленческие решения, определяющие жизнедеятельность коллектива учащихся на предстоящий год. В состав Совета Лидеров входят представители классных ученических коллективов с 5 по 11 класс на добровольной или выборной основе в соответствии с интересами гимназистов к общественной работе.

На Совете Лидеров все решения принимаются коллективно после обсуждения, спорные вопросы решаются в свободной дискуссии, где каждый имеет право голоса. Решения принимаются большинством голосов, при этом мнение меньшинства выслушивается и учитывается в работе. Заседания проводятся открыто, то есть все желающие могут на ней присутствовать, а решение принятые органами самоуправления публикуются для общего сведения (через газету, на сайте школы). В случае несогласия с решением любой член коллектива имеет право опротестовать это решение в вышестоящем органе самоуправления.

Внеочередной совет может быть созван для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся деятельности органов самоуправления по требованию не менее ¼ членов коллектива учащихся 5-11-х классов.

Функции Совета Лидеров:

  • защита прав и интересов учащихся, разрешение конфликтных ситуаций в пределах своей компетентности;
  • участие в управлении внутригимназическими отношениями, в формировании общественного мнения, в укреплении связей с другими ученическими коллективами;
  • планирование, подготовка и проведение ключевых творческих дел;
  • контроль за дисциплиной и порядком, выполнением правил внутреннего распорядка, дежурством по школе, организацией свободного времени учащихся;
  • организация взаимопомощи в классе и младшему звену.

5.2. Функциональные обязанности Центров

Структурными подразделениями Совета Лидеров являются профильные комиссии (Центры). Совет Центров состоит из представителей центров 5-11-х классов. В ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка» работают 7 центров ученического самоуправления, каждое из которых выполняет определенные функциональные обязанности.

В Совет Центров входят уполномоченные представители классных ученических коллективов с 5 по 11 класс на добровольной или выборной основе в соответствии с интересами гимназистов к общественной работе. Как правило, он собирается на заседания один раз в четверть и по мере необходимости.

Функции Совета Центров:

1.Защита прав и интересов учащихся, разрешение конфликтных ситуаций в пределах своей компетентности.

2.Участие в управлении внутригимназическими отношениями, в формировании общественного мнения, в укреплении связей с другими школьными коллективами.

3.Планирование, подготовка и проведение ключевых творческих дел.

4.Контроль за дисциплиной и порядком, выполнением правил внутреннего распорядка, дежурством по школе, организацией свободного времени учащихся.

5.Организация взаимопомощи в классе и младшему звену. Осуществляет выполнение решений Совета Лидеров, создает условия и реализует выполнение детскими коллективами (классами, объединениями) программы деятельности.

6.Формирует профильные комиссии и организует их работу.

7.Готовит вместе с Советом Лидеров:

а) программы деятельности центров;

б) сценарии общешкольных мероприятий;

в) положения о конкурсах, акциях и другие материалы организации жизни ученического комитета;

8.Комплектует группы актива под конкретные дела, организует работу с активом учащихся первичных активов и учебу актива.

9.Дает поручения первичным коллективам и проверяет их исполнение.

10.Обращается при возникновении конфликтных ситуаций в Совет Лидеров.

11.Отчитывается о своей работе перед Советом Лидеров и вносит предложения по совершенствованию жизнедеятельности ученических коллективов.

Члены Совета Лидеров и Совета Центров избираются каждый год по результатам общешкольного голосования учащихся, классных руководителей и администрации школы.

Возглавляет Совет Лидеров и Совет Центров Лидер гимназии, выборная должность на один год.

Функции Лидера гимназии

  • Подготовка и проведение заседаний совета.
  • Составление графика работы совета на учебный год, месяц и неделю.
  • Организация работы по выполнению решений Советов.
  • Контроль над выполнением работы.
  • Распределение обязанностей при проведении мероприятий.

Учебный Центр

  • организация и проведение олимпиад, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, викторин, дискуссий, сбор и информация по их итогам;
  • изучение рейтинга успеваемости по классам;
  • координирует работу учебных секторов в классах;
  • организует проведение внеклассных мероприятий по развитию интереса к учебе, углублению и расширению знаний учащихся: олимпиад, викторин, предметных дней и т.п. совместно с учителями;
  • сотрудничает с Пресс-ценром, участвует в выпуске гимназической газеты, освещает состояние обучения;
  • осуществляет контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся;
  • с целью контроля за ведением тетрадей и дневников проводит соответствующие рейды;
  • организация и проведение олимпиад, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, викторин, дискуссий, сбор и информация по их итогам;
  • изучение рейтинга успеваемости по классам.

Учебный центр имеет право:

  • определить и назначить класс или отдельных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;
  • при проведении рейда потребовать дневники или тетради у учащихся для проверки их ведения;
  • вызывать на свое заседание любого ученика с отчетом об успеваемости;
  • обращаться к Лидеру ученического самоуправления с просьбой обсудить вопрос об учебе любого ученика.

Пресс-Центр

  • оказание помощи в выпуске школьной газеты, освещение наиболее важные события;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решения Совета Лидеров и Совета Центров;
  • оформление газеты общественного мнения «Я хвалю», «Я критикую», «Я предлагаю», «Я хочу сделать» и контроль за ее заполнением;
  • организация фото – видеосъемок, создание видеосюжетов и фильма о жизнедеятельности гимназии;
  • сбор и передача информации субъектам гимназии;
  • организация оформительской деятельности;
  • проведение социологических опросов, анализ их результатов;
  • контроль за систематическим пополнением и обновлением общегимназического сайта.

Центр спорта и здравоохранения

  • планирует, организует подготовку и проведение всех спортивно-туристических мероприятий в школе;
  • разрабатывает положения об этих мероприятиях и организует судейство на них;
  • планирует, организует подготовку и проведение внеклассных мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни;
  • организует контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы;
  • совместно с медицинским работником и Центром труда проводит рейды; 
  • выпускает листки здоровья, совместно с Пресс-Ценром выпускает школьную газету. 

Центр спорта и здравоохранения имеет право:

  • определять и назначать ответственных за те или иные спортивные мероприятия, требовать отчет;
  • обращаться в Совет Лидеров или к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного спортивного мероприятия;
  • определить и назначить класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;
  • вызывать на свои заседания учащихся, нарушающих санитарные нормы и правила; 
  • контроль за соблюдением санитарного состояния гимназии и ее территории.

Старостат:

  • следит за дисциплиной учащихся, за соблюдением прав учащихся, Устава гимназии правил для учащихся; 
  • организует и контролирует дежурство классов по школе. 
  • организует рейды по проверке посещаемости занятий учащимися.

Старостат имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия; 
  • вызывать на свои заседания любого ученика; 
  • потребовать дневник у нарушителя дисциплины и передать его классному руководителю или дежурному учителю, с тем чтобы тот сделал соответствующую запись; 
  • обращаться к Совету лидеров с просьбой обсудить поведение того или иного ученика; 
  • существляет контроль за дежурством по школе (уборка классов), за сохранностью учебников, мебели, школьного инвентаря и т.д., за санитарно-гигиеническим состоянием школы совместно с министерством здравоохранения. С этой целью проводит рейды;
  • имеет право присутствовать на педсовете при обсуждении оценок по поведению (при этом он имеет право совещательного голоса); 
  • работает по профилактике правонарушений.
  •  

Центр культуры

  • координирует работу культурно-массовых секторов классов.
  • планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с эстетическим воспитанием: конкурсы, вечера, дискотеки и т.д.
  • берет на себя организацию эстетической стороны всех коллективных творческих дел и других общешкольных дел.
  • утверждает программы классных мероприятий эстетического направления.
  • сотрудничает с Пресс-центром, участвует в выпуске школьной газеты.
  • освещает проведение мероприятий эстетического направления.

Центр культуры имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и требовать отчета;
  • переносить или не разрешать проведение общешкольного или классного мероприятия в том случае, если программа не соответствует эстетическим требованиям;
  • обращаться в Совет Лидеров,  Совет Центров или к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия;
  • создание творческого банка данных «И это все о нас».

Центр труда

  • координирует работу трудовых центров классов;
  • планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с трудовым воспитанием: трудовые десанты, генеральные уборки, выставки; 
  • организует посильный ремонт школьного здания и оборудования;
  • рассматривает на  заседаниях вопросы выполнения соглашения по уборке кабинетов и рекреаций, состояния охраны труда в классах, информирует учащихся о принимаемых в этой области мерах. 

Центр труда имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия, требовать отчета; 
  • вызывать на свои заседания учащихся, не соблюдающих трудовую дисциплину или портящих школьное имущество; 
  • обращаться к Совету лидеров  по вопросу обсуждения учащихся, нарушающих трудовую дисциплину, портящих гимназическое имущество.

Центр экологии

  • поддержание чистоты и порядка в классе, дежурство по классу, гимназии;
  • содержание комнатных растений;
  • проведение классных часов на экологические темы.

5.3. Работу органов ученического самоуправления гимназии курирует заместитель директора по воспитательной работе совместно с педагогом-организатором.

5.4. Каждый Центр имеет свой план работы, содержание которого 
определяется согласно Положению об ученическом самоуправлении. Объединяют их КТД, которые расширяют возможности межвозрастного общения, создают особый гимназии.

Согласно принципу педагогического руководства у каждого министерства ученического самоуправления есть педагоги-кураторы.

Педагогами-кураторами выступают директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, другие педагоги, способные оказать помощь членам ученического самоуправления в работе.

6.Особенности самоуправления в классе

6.1. Самоуправление в классе организуется по форме гимназического самоуправления.

6.2. Организует работу по самоуправлению в классе – Классное собрание.

6.3. Классный руководитель при организации работы по самоуправлению выполняет роль консультанта, помогающего правильно спланировать работу.

7.Делопроизводство органов ученического самоуправления

7.1. Заседания органов ученического самоуправления протоколируются.

7.2. План работы органов ученического самоуправления составляется на весь учебный год, исходя из плана воспитательной работы школы и предложений органов самоуправления.

 

ПОЛОЖЕНИЕ «О Лидере гимназии»

1. Общие положения

1.1.Лидер гимназии (председатель Ученического Совета Лидеров) руководит деятельностью Ученического Совета Лидеров. Понятия ЛидерГУО «Гимназии №1 г.Новополоцка»,  Лидер гимназии, председатель  Ученического Совета Лидеров являются равнозначными и могут применяться в правовых актах органов управления гимназии и органов ученического самоуправления на равных основаниях.

1.2.Лидер гимназии действует на основании действующего законодательства, Устава гимназии, Положения о гимназическом (ученическом) самоуправлении ГУО «Гимназии№1 г.Новополоцка» и настоящего Положения.

1.3.Лидер гимназии, в соответствии с документами, регламентирующими деятельность гимназического (ученического) самоуправления и совместно с координатором школьного (ученического) самоуправления определяет  основные направления деятельности ученического самоуправления.

1.4.Лидер гимназии, как руководитель ученического самоуправления, представляет интересы учащихся в гимназии, в органах и организациях вне гимназии.

2. Выборы Лидера гимназии

2.1.Лидер гимназии избирается сроком на один календарный год на Общегимназической конференции учащимися 8-11-х классов на основе равного всеобщего и  прямого избирательного права при тайном голосовании.

2.2.Лидером гимназии  может быть избран ученик, обучающийся в 9, 10 или 11 классе.

3. Функции Лидера гимназии

3.1.Возглавляет Ученический Совет Лидеров. Лидер гимназии имеет право  избираться из числа членов Ученического Совета Лидеров 8-10-х классов и назначить до трех заместителей (по одному от каждой параллели 9-х, 10-х и 11-х классов).

3.2.Осуществляет общее руководство по организации деятельности      Совета Лидеров.

3.3.Честно и добросовестно защищает и отстаивает интересы учащихся гимназии.

3.4.Оказывает содействие членам органов гимназического (ученического) самоуправления в осуществлении ими своих полномочий, обеспечивает их необходимой информацией, решает вопросы, связанные с деятельностью органов гимназического (ученического) самоуправления.

4. Права Лидера гимназии

4.1.Имеет все права, заложенные в Уставе гимназии, Положении о  гимназическом (ученическом) самоуправлении ГУО «Гимназии №1 г.Новополоцка», Положении «Об ученическом Совете Лидеров» и настоящем Положении.

5. Заключительные положения

5.1.Лидер гимназии приступает к исполнению полномочий с момента      принесения им присяги на Общегимназической конференции и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным  Лидером гимназии.

5.2. Лидер гимназии прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья  осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Лидера гимназии должны состояться не позднее одного месяца с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

5.3. Во всех случаях, когда Лидер гимназии не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно выполняет заместитель Лидера гимназии (Вице-Лидер гимназии).

5.4. Лидер гимназии может быть отрешен от должности на основании  обвинения в грубом нарушении Устава гимназии и невыполнения своих  обязанностей, решение об отрешении от должности Лидера гимназии  принимается Общегимназической конференцией по инициативе  администрации.

Система работы классного руководителя по организации самоуправления в классе

(из опыта работы классного руководителя)

 

Кривошеева О.К.
Классный руководитель

 

В классе существует несколько секторов, которые работают по отдельным направлениям.

Сектор «Порядок» следит за порядком в классе, организует дежурство по классу, уборку в конце каждой четверти. В работе этого сектора по очереди участвуют все учащиеся класса. Дежурство у нас в классе организовано по неделям, это позволяет более ответственно относиться к своим обязанностям и выполнять их качественнее. Учет дежурства осуществляет староста класса и его заместитель.

Сектор «Спорт» отвечает за спортивную работу в классе, организует участие в спортивных мероприятиях, вовлекает в спортивные секции.

Сектор «Досуг» занимается подготовкой к классным и общегимназическим культурно-массовым мероприятиям, разрабатывает сценарии, готовит конкурсы и выступления.

Сектор «Учёба», в который входят наиболее сильные учащиеся класса, помогает тем, кто отстает в учебе, помогает классному руководителю вести учёт успеваемости.

Сектор «Творчество» объединяет детей, которые любят рисовать, мастерить и охотно участвуют в творческих выставках и конкурсах.

С целью выявления лидерских качеств и раскрытия творческих и организаторских способностей учащихся в классе проводится  игра «Ученик недели». Каждый учащийся в течение недели знакомит класс со своими увлечениями, умениями и знаниями, участвуя в заданиях «Газета», «Интервью», «Игра» и «Комплименты». Игры проходят на эмоциональном подъёме, позволяют детям лучше узнать  друг друга и самих себя.

Интернет-ресурсы: