РУ БЕ EN

Памятки

Памятка для педагога

Правила беседы педагога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

Если Вы находитесь рядом с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

  1. Сохраняйте самообладание. Не паникуйте. Будьте уверены, что вы в состоянии помочь.
  2. Ведите беседу так, будто Вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы нет.
  3. Если вы можете слушать ребенка не дольше, чем 5-10 минут, то после завершите разговор предложением позвонить Вам, если потребуется какая-то помощь.
  4. Если Вы готовы только слушать и практическую помощь оказать не можете, расскажите, куда подросток может обратиться за помощью и к каким специалистам.
  5. Предложите позвонить по телефону доверия, расскажите о телефонах доверия служб и организаций, оказывающих круглосуточную помощь.
  6. Сообщите законным представителям несовершеннолетнего о том, что их ребенок находится в кризисном состоянии.
  7. Не оставляйте совершеннолетнего одного. Убедитесь, что рядом есть другие педагоги, психолог, которые могут побыть с ним до приезда родителей.
  8. Если Вы видите, что плохое может случиться прямо сейчас – незамедлительно звоните по номерам 103, 102, 101, 112 (представьтесь, сообщите, где вы проживаете, как с Вами связаться, расскажите, где и кому грозит опасность и какого характера)
  9. Если у Вас нет возможности позвонить по указанным телефонным номерам, отправьте сообщение посредством мессенджеров (Viber, WhatsApp, Instagram и др.)

 

ЗВОНИТЕ! ПОМОЩЬ РЯДОМ! КРУГЛОСУТОЧНО:

  • Телефон доверия для детей и подростков – психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях 8 017 263 03 03
  • Общенациональная детская линия помощи 8 801 100 16 11
  • Телефон доверия УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» 8 0212 61 60 60

 

 

Памятка для педагога

Правила беседы педагога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

Если подросток позвонил и сообщил, что собирается расстаться с жизнью:

  1. Сохраняйте самообладание. Не паникуйте. Будьте уверены, что вы в состоянии помочь.
  2. Узнайте, где он находится. Оцените ситуацию, отнеситесь серьезно к его словам.
  3. Если опасаетесь, что плохое может случиться прямо сейчас, позовите на помощь. Позвоните по номерам 103, 102, 101, 112 (представьтесь, сообщите, где вы проживаете, как с Вами связаться, расскажите, где и кому грозит опасность и какого характера)
  4. Если у Вас нет возможности позвонить по указанным телефонным номерам, отправьте сообщение посредством мессенджеров (Viber, WhatsApp, Instagram и др.)
  5. В ожидании помощи не прекращайте разговора с подростком.
  6. Слушайте говорящего, не осуждая.
  7. Выразите сочувствие и обеспокоенность.
  8. Покажите, что альтернатива (решение) его проблеме существует.
  9. Расскажите, куда подросток может обратиться за помощью и к каким специалистам.
  10. Расскажите о телефонах доверия служб и организаций, оказывающих круглосуточную помощь.
  11. Убедившись, что подростку оказывается помощь специалистами, сообщите его родителям о данной ситуации.

 

  Памятка педагогам по оказанию первой помощи несовершеннолетнему при попытке суицида

Если Вы стали свидетелем суицидальной попытки:

  1. Необходимо вызвать скорую помощь по телефону: 103 – единый номер скорой помощи для абонентов мобильной связи независимо от оператора.
  2. Оказать доврачебную помощь подручными средствами:
  • Остановить кровотечение.
  • При повешении – освободить от петли и уложить на ровную поверхность.
  • Проверить наличие пульса.
  • При отравлении лекарственными средствами вызвать рвоту, если человек в сознании.
  • При бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову набок так, чтобы не запал язык.
  • Если пострадавший находится в сознании, то необходимо поддерживать с ним постоянный контакт, не оставляя одного!

Самоубийство подростка часто бывает полной неожиданностью для окружающих. Помните, подростки решаются на это внезапно! Будьте внимательны к подросткам!

 

   Памятка для обучающихся по оказанию помощи другу, который решил расстаться с жизнью

Если Ваш друг позвонил и сообщил, что собирается расстаться с жизнью:

  1. Сохраняйте самообладание. Не паникуйте. Будьте уверены, что вы в состоянии помочь.
  2. Узнайте, где Ваш друг находится. Оцените ситуацию, отнеситесь серьезно к его словам.
  3. Если опасаетесь, что плохое может случиться прямо сейчас, позовите на помощь. Позвоните по номерам 103, 102, 101, 112 (представьтесь, сообщите, где вы проживаете, как с Вами связаться, расскажите, где и кому грозит опасность и какого характера)
  4. Если у Вас нет возможности позвонить, сообщите запиской находящимся рядом с вами людям о необходимости позвать на помощь, либо отправьте сообщение  посредством мессенджеров (Viber, WhatsApp, Instagram и др.)
  5. В ожидании помощи не прекращайте разговора с другом.
  6. Слушайте говорящего, не осуждая.
  7. Выразите сочувствие и обеспокоенность.
  8. Покажите, что альтернатива (решение) его проблеме существует.
  9. Расскажите, куда ваш друг может обратиться за помощью и к каким специалистам.
  10. Расскажите о телефонах доверия служб и организаций, оказывающих круглосуточную помощь.
  11. Убедившись, что подростку оказывается помощь специалистами, сообщите его родителям о данной ситуации.

 

ЗВОНИТЕ! ПОМОЩЬ РЯДОМ! КРУГЛОСУТОЧНО:

  • Телефон доверия для детей и подростков – психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях 8 017 263 03 03
  • Общенациональная детская линия помощи 8 801 100 16 11
  • Телефон доверия УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» 8 0212 61 60 60

 

Внимание!

Согласно статье 19.6. Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой помощью, подразделениями по ЧС или другими специализированными службами, - влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин.

То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложение административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 базовых величин.

 

Памятка для обучающегося

Памятка для обучающихся по оказанию помощи другу, который решил расстаться с жизнью

Если Вы находитесь рядом с другом, который сообщил, что собирается расстаться с жизнью:

  1. Сохраняйте самообладание. Не паникуйте.
  2. Оцените ситуацию. Свою безопасность.
  3. По возможности ограничьте доступ к опасным предметам (ножи, таблетки, веревки).
  4. Предложите его выслушать.
  5. Не оставляйте друга одного. Предложите его проводить домой, либо поинтересуйтесь куда бы он с вами пошел, чтобы успокоиться, спокойно пообщаться.
  6. Расскажите, куда ваш друг может обратиться за помощью и к каким специалистам.
  7. Предложите другу позвонить по телефону доверия.
  8. Сообщите родителям друга, что их ребенок находится в кризисном состоянии.
  9. Если опасаетесь, что плохое может случиться прямо сейчас, позовите на помощь. Позвоните по номерам 103, 102, 101, 112 (представьтесь, сообщите, где вы проживаете, как с Вами связаться, расскажите, где и кому грозит опасность и какого характера)
  10. Если у Вас нет возможности позвонить, сообщите запиской находящимся рядом с вами людям о необходимости позвать на помощь, либо отправьте сообщение  посредством мессенджеров (Viber, WhatsApp, Instagram и др.)

 

ЗВОНИТЕ! ПОМОЩЬ РЯДОМ! КРУГЛОСУТОЧНО:

  • Телефон доверия для детей и подростков – психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях 8 017 263 03 03
  • Общенациональная детская линия помощи 8 801 100 16 11
  • Телефон доверия УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» 8 0212 61 60 60

Внимание!

Согласно статье 19.6. Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой помощью, подразделениями по ЧС или другими специализированными службами, - влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин.

То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложение административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 базовых величин.

 

Памятка для законных представителей несовершеннолетнего

Если Ваш ребенок сообщил, что не хочет жить:

  1. Сохраняйте самообладание. Не паникуйте.
  2. Оцените ситуацию, отнеситесь серьезно к высказываниям подростка.
  3. Внимательно слушайте ребенка.
  4. Не спорьте.
  5. Постарайтесь утешить подростка, осторожно подбирая слова.
  6. Предложите конструктивные советы по решению проблемы подростка.
  7. Обратитесь за помощью с ребенком к специалистам.
  8. Если опасаетесь, что плохое может случиться прямо сейчас, позовите на помощь. Позвоните по номерам 103, 102, 101, 112 (представьтесь, сообщите, где вы проживаете, как с Вами связаться, расскажите, где и кому грозит опасность и какого характера).
  9. Если у Вас нет возможности позвонить по указанным телефонным номерам, отправьте сообщение посредством мессенджеров (Viber, WhatsApp, Instagram и др.)
  10. Не оставляйте ребенка одного до прибытия специалистов, оказывающих помощь.

 

 

Памятка для законных представителей несовершеннолетнего

 

Если Ваш ребенок позвонил и сообщил, что не хочет жить:

 

  1. Сохраняйте самообладание. Не паникуйте.
  2. Узнайте, где он находится. Оцените ситуацию, отнеситесь серьезно к его словам.
  3. Если опасаетесь, что плохое может случиться прямо сейчас, позовите на помощь. Позвоните по номерам 103, 102, 101, 112 (представьтесь, сообщите, где вы проживаете, как с Вами связаться, расскажите, где и кому грозит опасность и какого характера)
  4. Если у Вас нет возможности позвонить по указанным телефонным номерам, отправьте сообщение посредством мессенджеров (Viber, WhatsApp, Instagram и др.)
  5. В ожидании помощи не прекращайте разговора с подростком.
  6. Слушайте говорящего, не осуждая.
  7. Выразите обеспокоенность. Расскажите, что Вы готовы помочь.
  8. Покажите, что альтернатива (решение) его проблеме существует.
  9. Расскажите, что при необходимости Вы вместе можете обратиться за помощью к специалистам.

Памятка для родителей по оказанию первой помощи

несовершеннолетнему при попытке суицида

Если Вы стали свидетелем суицидальной попытки:

  1. Необходимо вызвать скорую помощь по телефону: 103 – единый номер скорой помощи для абонентов мобильной связи независимо от оператора.
  2. Оказать доврачебную помощь подручными средствами:
  • Остановить кровотечение.
  • При повешении – освободить от петли и уложить на ровную поверхность.
  • Проверить наличие пульса.
  • При отравлении лекарственными средствами вызвать рвоту, если человек в сознании.
  • При бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову набок так, чтобы не запал язык.
  • Если пострадавший находится в сознании, то необходимо поддерживать с ним постоянный контакт, не оставляя одного!

Самоубийство подростка часто бывает полной неожиданностью для окружающих. Помните, подростки решаются на это внезапно! Будьте внимательны к подросткам!

Самоубийство подростка часто бывает полной неожиданностью для окружающих. Помните, подростки решаются на это внезапно! Будьте внимательны к подросткам!

 

ЗВОНИТЕ! ПОМОЩЬ РЯДОМ! КРУГЛОСУТОЧНО:

  • Телефон доверия для детей и подростков – психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях 8 017 263 03 03
  • Общенациональная детская линия помощи 8 801 100 16 11
  • Телефон доверия УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» 8 0212 61 60 60

 

Внимание!

Согласно статье 19.6. Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой помощью, подразделениями по ЧС или другими специализированными службами, - влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин.

То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложение административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 базовых величин.

 

 

Памятка для родителей по профилактике кризисных состояний у детей и подростков Ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

•     ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учитель, тренер);

•       отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);

•     личная неудача подростка (в учебе, на. экзамене, в спорте) на фоне повышенных ожиданий родителей, ориентированности семьи на социальную успешность;

•       несчастная любовь или разрыв романтических отношений;

•     нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, смена места жительства);

травмирующая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, травма, насилие, тяжелое заболевание).

Опасные сигналы в состоянии и поведении ребенка/подростка:

•       пониженное настроение, тоскливость;

•       раздражительность, угрюмость; нарушение

сна, соматические жалобы;

•       снижение успеваемости;

•       потеря интереса к прежним увлечениям;

•       пренебрежение внешним видом, неряшливость;

•       частые попытки уединиться, отрицание проблем;

•       причинение себе вреда, нанесение самоповреждений;

-       стремление к рискованным действиям; раздаривание собственных вещей;

-       высказывания о бесполезности, бессмысленности жизни; разговоры или шутки на тему смерти;

•     угрозы совершить суицидальную попытку.

Показатели участия ребенка в опасных группах:

-       пробуждение в ночное время и выход в Интернет; нежелание обсуждать новости сетевой группы и свои действия в ней; выполнение различных заданий, в том числе связанных с причинением вреда себе;

•       видеозапись таких действий;

•       появление в речи и на страницах в сети специфических тегов:

«раны на руках заглушают боль в душе», «лети к солнцу» и др.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить кризисной ситуации?

Поддерживайте доверительные отношения с детьми. Особенно важно не утратить контакта с подростками, несмотря на растушую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Расспрашивайте сына или дочь, разговаривайте с ними об их проблемах, уважительно относитесь к тому, что кажется им важным и значимым, принимайте

Психологические типы профессий

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

- к профессиям типа “человек-человек” относятся профессии , связанные с медицинским обслуживанием ( врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

-тип “человек-техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

-тип “человек-знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

- к типу “человек-художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

- к типу “человек-природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Психологическое сопровождение допрофильного и профильного обучения ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка»

Цель:   создание условий для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.

Задачи:

всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;

выявление индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;

помощь ученику в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

оказание помощи подросткам в самопознании, активизация профессионального самоопределения;

оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного обучения;

развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

 

Этапы сопровождения:

1 этап психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в VII-IX классах 

2 этап психологическое сопровождение профильного обучения в X-XI классах.

Диагностическое направление

Класс

Название диагностики

VII

«Опросник профессиональных интересов и склонностей», «Тип мышления» (модификация методики «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова, модификация методики Дж. Брунера), «Характер и профессия» (Резапкина)

VIII

«Общие способности» , «Эрудит» (модификация методики ШТУР), «Технические способности» (тест Беннета),  «Профиль» (Резапкина)

IX

Общие способности (Равен), обучаемость (КОТ), обученность (ШТУР), карта интересов (Голомшток).

X

Анкета «Отношение к профильным предметам»

 

XI

Индивидуальная диагностика по запросу

 


Методы диагностики и определение профиля

Профиль

Профессиональные интересы и склонности

Мышление

Физико-математический профиль

Матрица выбора профессии: техника

«Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип

«Профиль»: физика-математика, механика-конструирование, радиотехника-электроника

«Эрудит»: физика и математика, «Поиск закономерностей», «Установление аналогий»

Определение технических способностей

Тест интеллектуального потенциала

Естественно-научный профиль

(физика и химия)

Матрица выбора профессии: техника, природа

«Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип

«Профиль»: физика-математика, химия-биология

«Эрудит»: физика и математика; естественные науки; «Аналогии»; «Поиск закономерностей»

Тест интеллектуального потенциала

Естественно-научный профиль (биология и географии)

Матрица выбора профессии: природа

«Одно из двух»:  реалистический, интеллектуальный тип

«Профиль»: химия-биология, геогра­фия-геология

«Эрудит»: естественные науки; «Аналогии»; «Поиск закономерностей»

Тест интеллектуального потенциала

Социально-экономический профиль

Матрица выбора профессии: финансы

«Одно из двух»: предпринимательский тип

«Профиль»: предпринимательство, история-политика

«Эрудит»: общественные науки; «Классификация»; «Аналогии»; «Обобщение»

Тест  интеллектуальной лабильности

Тест интеллектуального потенциала

Гуманитарный профиль

Матрица выбора профессии: человек

«Одно из двух»: социальный тип

Опросник профессиональных склонностей: склонность к работе с людьми

«Профиль»: педагогика-медицина

«Эрудит»: общественные, гуманитарные науки; «Аналогии»; «Обобщение»; «Классификация»

Тест интеллектуального потенциала

Филологический профиль

Матрица выбора профессии: информация, искусство

«Одно из двух»: интеллектуальный, артистический тип

«Профиль»: литература-искусство

«Эрудит»: гуманитарные науки; «Классификация»; «Аналогии»; «Обобщение»

Тест интеллектуального потенциала

Информационно-технологический профиль

Матрица выбора профессии: информация, техника

«Одно из двух»: интеллектуальный тип

«Профиль»: физика-математика; радиотехника-электроника

«Эрудит»: физика и математика; «Поиск закономерностей»

Тест интеллектуального потенциала

Агро-технологический профиль

Матрица выбора профессии: природа, техника

«Одно из двух»: реалистический тип

 «Профиль»: геогра­фия-геология

«Эрудит»: естественные науки, «Поиск закономерностей»

Тест интеллектуального потенциала

Индустриально - технологический профиль

Матрица выбора профессии: техника

«Одно из двух»: реалистический тип

«Профиль»: радиотехника- электроника, механика-конструирование

«Эрудит»: «Поиск закономерностей»

Определение технических способностей

Тест интеллектуального потенциала

Художественно-эстетический профиль

Матрица выбора профессии: искусство

«Одно из двух»:  артистический тип

«Профиль»:  литература-искусство

«Эрудит»: гуманитарные науки

Тест интеллектуального потенциала

 

Профилактическое и просветительское направление:

  • Предоставление информации учащимся VIII и IX классов и их родителям об областях профессиональной деятельности и необходимых для той или иной области личностных качествах и способностях.
  • Предоставление старшеклассникам и их родителям информации о способах организации самостоятельной учебной деятельности в целях наиболее эффективной подготовки к выпускным экзаменам, прохождению централизованного тестирования и вступительным экзаменам в ВУЗы.

Развивающее и консультативное направление:

  • Проведение тренинговых занятий с учащимися VII-IX классов, направленных на самопознание и саморазвитие   (в рамках классных часов,  индивидуальных и групповых консультаций).
  • Проведение заседаний круглого стола для родителей учащихся VII-VIII  классов с целью содействия  осознанному профессиональному выбору детей.
  • Проведение совместных заседаний консилиума (администрация, родители, учащиеся IX класса, педагоги, психолог) по выработке критериев выбора профиля, обсуждению дальнейшей образовательной траектории учеников.
  • Индивидуальное и групповое консультирование учащихся X и  XI классов по коррекции профессиональных планов, оценке готовности к избранной деятельности
  • Консультирование старшеклассников и их родителей по проблемам успешной адаптации к системе профильного обучения.

Педагог-психолог С.З.Романчук

Формула выбора профессии

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна “ХОЧУ”

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.

Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

Доступна и посильна “МОГУ”

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда “НАДО”

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Памятка выбирающему профессию

Каждый школьник рано или поздно задается вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Самостоятельно найти ответы иногда бывает очень сложно. А ведь выбор профессии – сложный и очень ответственный шаг в жизни, поэтому не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Основные этапы построения личного профессионального плана:

1 этап. Постановка главной цели (что делать, каким быть, чего достигнуть, идеал жизни и деятельности).

2 этап. Построение цепочки ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться и т. п.).

3 этап. Определение путей и средств достижения ближайших целей (проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4 этап. Изучение внешних условий достижения целей (какие могут быть трудности, возможные препятствия).

5 этап. Изучение внутренних условий (индивидуальные возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности и т. п.).

6 этап. Разработка запасных вариантов целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • Определить, какой именно вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
  • Выяснить, какие специалисты требуются на рынке труда (в городе/районе, в котором вы живете).
  • Сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать.
  • Ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой.
  • Соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии.
  • Узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста.
  • Проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ 

1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии.

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3.Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. 

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.


Официальные сайты о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории

  • Министерства образования Республики Беларусь www.minedy.unibel.by
  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
  • Национального института образования www.adu.by
  • Академии последипломного образования www.academy.edu.by
  • Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь www.giac.unibel.by
  • Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи www.repom.edu.by
  • Информация о высших учебных заведениях Республики  Беларусь включает сведения о специальностях , правилах приема , результатах конкурса и находится на сайте:http://www.abiturient.by
  • Информация об учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения, вступительных испытаниях, адресах, телефонах ССУЗов http://www.tamby.info. Информационный портал
  • Информация об учреждениях образования Республики Беларусь включает сведения о специальностях , правилах приема http://kudapostupat.by/zavedeniya/ptu

Популярные профессии – краткие характеристики: мало, но простым языком, весьма увлекательно - о наиболее часто предлагаемых вакансиях.

Учеба.ру – все самое полезное для абитуриентов и профессионалов! 

Портал "Учеба.ру", раздел "Профессии": более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по области деятельности - характеристики (профессиограммы по нижележащей схеме) и описания (рассказы). 

Структура профессиограммы: 
· Содержание труда; 
· Должен знать; 
· Требования к образованию; 
· Требования к личностным качествам; 
· Карьерный рост 

Справочник профессий 
Справочник профессий на сайте E-xecutive: В справочнике содержатся как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Право", "Информационные технологии", "Производство", "Финансы", "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи", "Research& Development". 

Бесплатные тесты на профориентацию     подробнее

Интернет-ресурсы: